Подари ребенку радость!
​066 ‎408-3456
​068 ‎408-3456
​093 ‎408-3456

Указывать пальцем

Указывать пальцем 3 февраля 2018 г. 2:30

    Недавно, увидела, как мой младший ребенок что-то говорит и показывает на это пальцем. Старший сын подошел и сказал фразу, знакомую многим с детства: «Показывать пальцем неприлично»! А потом обратился ко мне с вопросом: «Да, мама, кстати, а почему неприлично указывать пальцем, ведь он даже называется указательный»?
И я задумалась, и решила разобраться.
Оказывается, указательный жест, направленный на человека,  считался оскорбительным с давних времен. Тыканье пальцем в Древнем Вавилоне воспринималось как символический намек на убийство копьем или стрелой.
Символически «направленный указательный палец»   воспринимается как направленное оружие», а значит, может предрекать угрозу, и как следствие, вызывать эмоцию страха или гнева. И это воспринимается на бессознательном уровне. Часто, дети, играя  «в войнушки», имитируют стрельбу друг в друга из указательного пальца, как пистолетом, лазером или другим оружием. Поэтому на физическом уровне, если в вас тычут пальцем – неприятных ощущений не миновать. Другое дело, если с близкого расстояния или в упор указать на что-то конкретно (например, конкретное слово, знак). А лучше в такой ситуации использовать всю ладонь, причем, в открытом виде.
С другой стороны, указательный палец символизирует «путь великого деяния», путеводителя и считается пальцем « Соломоновой мудрости», и, будучи направленный вверх, он может быть призывом к определенным мыслительным процессам, определенной информации, имеющей особую важность. Но если вернуться к телесным ощущениям, эмоциям и их проявлениям у человека, то «указания кого-то: что и как тебе делать», особенно для взрослого человека тоже воспринимается мягко сказать не позитивно. 
Жесты в речи людей выполняют важные коммуникативные, информативные функции: изображают, выражают  или полностью заменяют речь человека – вообщем, проявляют самого человека в этом мире. Не зря существует особое название: «Язык тела».  Приблизительно 57% информации мы получаем  друг от друга «расшифровывая» движения тела, 36% через интонацию, тембр и только 7% через слово.  И дети с рождения активно пользуются этим языком, т.к. взрослой речью пока не владеют. И пройдет еще немало времени, усилий, чтобы овладеть этим непростым навыком.  И если вернуться к указательному жесту, то для ребенка он значит: усиление векторности внимания взрослого на привлекающем объекте. Заменить этот жест словом – это вопрос времени и желания родителя.  А нам, взрослым, неплохо бы знать историю или причину того, или иного явления, убеждения или запрета, который мы транслируем детям. И, правильно сказано: «не – при -лично». Если в лицо не тыкать без объяснений, а называть все конкретными  понятиями, с четкостью и ясностью намерений, то почему бы и не указать на что-то важное и привлекательное – ведь палец-то УКАЗАТЕЛЬНЫЙ!

Алена Олейник